Большая часть Арктики находится под суверенитетом восьми арктических государств: России, США, Канады, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Они осуществляют регулирование в области охраны окружающей среды в рамках Арктического совета, других организаций и законодательных норм на уровне национального законодательства.

Россия является постоянным членом Арктического совета. Кураторами рабочих групп выступают профильные федеральные ведомства РФ. Каждая компания ведёт работы по собственной программе в соответствии с лицензионными условиями. ГОСТы, своды правил совместных предприятий регулируют требования по охране морской среды. Большинство стандартов разработаны для водных объектов на суше и не учитывают особенности Арктики.

Существуют международные регуляторы экологического мониторинга как на уровне государств (Арктический совет, Конвенция Осло-Париж – OSPAR и Хельсинская комиссия – HELCOM), так и крупных компаний. Экологический мониторинг на уровне государств регулируется путём создания международных организаций и конвенций, на уровне компаний — законодательством стран и международными ассоциациями.

Основные цели и задачи Арктического совета: проведение экологического мониторинга, получение достоверной и достаточной информации о состоянии арктической среды, разработка предложений и рекомендаций. Работа Арктического совета осуществляется в рамках шести рабочих групп: устранению загрязнения Арктики (ACAP); реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP); сохранению арктической флоры и фауны (CAFF); предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR); защите арктической морской среды (PAME); устойчивому развитию в Арктике (SDWG).

OSPAR, в которую входят полтора десятка европейских государств, осуществляет работу в рамках стратегий совместного мониторинга шельфов странами-участницами. Среди основных целей и задачей Конвенции Осло-Париж: разработка подходов и рекомендаций проведения мониторинга; проведение согласованных программ мониторинга; сбор данных мониторинга; осуществление контроля исполнения рекомендаций и стандартов. Россия здесь не участвует.

Выделены 6 стратегий:
· сохранения биоразнообразия и защиты экосистем;
· эвтрофикации морской среды;
· предотвращения опасных сбросов;
· предотвращения загрязнений нефтью и газом;
· предотвращения загрязнения радиоактивными веществами;
· программы мониторинга и совместного контроля.

Основные цели и задачи комиссии HELCOM, в которую входит Россия, заключаются в разработке подходов и рекомендаций к проведению мониторинга, а также в осуществлении контроля над исполнением рекомендаций и стандартов всеми странами Балтийского моря. Работа HELCOM осуществляется в рамках рабочих групп.

В России существуют правовые нормы проведения экологического мониторинга на шельфе для компаний. Так в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной деятельности обязаны проводить экологический контроль. При отсутствии нормативно-правовых и методических рекомендаций, регулирующих экологический мониторинг, российские компании самостоятельно разрабатывают локальные документы, которые регулируют стандарты по экологическому мониторингу.

Екатерина Павлушкина Печатается в сокращении. Источник