Атомный ледокол «Арктика»

СМП: российский или международный транспортный коридор?

Интерес к Арктике и ее ресурсам в последние годы устойчиво растет – как со стороны традиционных арктических держав, так и нерегиональных игроков. И это неудивительно: в Арктике, по оценкам ученых, находятся огромные неразведанные запасы природных ресурсов, а сам регион занимает стратегическое положение.

Северный морской путь (далее – СМП) – судоходный маршрут в российской Арктике. К нему сейчас приковано основное внимание как в России, так и за рубежом: Северо-Западный проход, пролегающий в территориальных водах и исключительной экономической зоне Дании (о. Гренландия), Канады и США, бОльшую часть года скован льдами и имеет значительно меньший навигационный период, чем СМП.

СМП – кратчайший маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов от Карских Ворот до бухты Провидения. Общая протяженность СМП на этом участке – примерно 5600 км, поэтому данный маршрут почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток.

Сейчас по СМП перевозят преимущественно топливно-энергетическое сырьё и оборудование для освоения месторождений и строительства инфраструктуры.

Законодательство России о торговом мореплавании устанавливает границы акватории СМП. Но несмотря на то что СМП пролегает в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, у его развития множество международных аспектов: маршрут привлекает внимание многих региональных и нерегиональных игроков.

«Национальная транспортная артерия» России

Карта СМП. Источник: консультативный центр «Гекон».

Арктика является для России стратегически важным регионом: составляя порядка 18% всей территории России, она приносит 11% национального дохода, в ней создается 22% объема общероссийского экспорта и добывается около 80% природного газа и 60% нефти. Развитие Арктики невозможно без соответствующей инфраструктуры – в первую очередь, транспортной.

Сейчас падение спроса на энергоресурсы влияет двояко: с одной стороны, снижение спроса привело к сокращению добычи и уменьшению объёма ресурсов, нуждающихся в транспортировке. С другой стороны, снизившийся спрос привёл к тому, что реализация крупных арктических проектов в сфере разработки месторождений на время потеряла экономический смысл.

Ряд компаний уже заявили о переносе сроков запуска новых добывающих и перерабатывающих мощностей. Эксперты считают, что с восстановлением спроса на энергоресурсы в среднесрочной перспективе СМП снова сможет выйти на целевые показатели. В таком случае, в 2030 г. объемы грузоперевозок составят 120 млн. т, а в 2035 — 180 млн. .

Можно выделить три основных аспекта, определяющих позицию России по СМП: военный, экономический и энергетический.

Арктика в силу своего географического положения является стратегически важным для России регионом с точки зрения обеспечения национальной безопасности в самом широком ее понимании. Развитие СМП повысит транспортную доступность российского Севера – и увеличит мобильность и эффективность размещенных в Арктике подразделений вооруженных сил.

Экономическое и энергетическое значение СМП

С экономической точки зрения, СМП – основной транспортный маршрут на Севере, связывающий отдаленные территории и зачастую являющийся для них единственным путем доставки грузов. Более того, СМП – часть более крупного международного Северо-Восточного транспортного коридора.

При должном развитии и соответствующих инвестициях в инфраструктуру он может конкурировать с ключевыми морскими транспортными коридорами, связывающими Европу и Азию через Суэцкий канал и Малаккский пролив, что может существенно укрепить позиции России на рынке международных морских перевозок.

Наконец, энергетический аспект заключается в значительных запасах природных ресурсов – преимущественно, углеводородов – которые необходимо после извлечения доставлять на сушу, перевозить в другие части страны и затем – экспортировать на внешние рынки.

Таким образом, Россия
1) считает СМП национальным транспортным коридором и разрабатывает соответствующее национальное законодательство с опорой на нормы международного морского права;
2) активно занимается развитием инфраструктуры на всем протяжении маршрута с целью постепенного увеличения грузооборота и трансформации СМП в один из ведущих транспортных коридоров.

Однако многие другие страны не разделяют такой «национальный подход» России и активно критикуют развитие СМП.

Порт Сабетта, ЯНАО. Источник: ООО «Маламут-Транс».

Крадущиеся США, затаившаяся Норвегия и осторожный Китай

Другие региональные игроки относятся к идее развития СМП сдержанно, а некоторые открыто критикуют российский подход к управлению транспортным маршрутом. Так, для Канады и Дании СМП является конкурентом Северо-Западного прохода, хотя использование последнего в качестве МТК – вопрос очень отдаленного будущего.

Норвегия, например, занимает нейтрально-выжидательную позицию в отношении СМП и на официальном уровне заявляет о экономической нецелесообразности проекта, попутно ставя вопрос о его соответствии экологическим стандартам. США, напротив, активно критикуют проект и оспаривают право России на управление СМП, требуя свободы судоходства на всем протяжении маршрута.

Все больший интерес к СМП в последнее время проявляют неарктические государства, особенно в Восточной и Юго-Восточной Азии. Для них СМП – привлекательный альтернативный маршрут поставок продукции на европейские рынки. Наиболее активным игроком здесь выступает Китай, который все увереннее заявляет о своих арктических амбициях и даже позиционирует себя как «приарктическое» государство.

Китай, не оспаривая юрисдикцию соответствующих государств в арктических водах, заявляет о необходимости свободной навигации на всем протяжении маршрута. Пекин даже ставит задачу сопряжения СМП с проектом «Один пояс – один путь» и предлагает развивать его уже как «Полярный шелковый путь».

Такая позиция вызвала резкую критику со стороны некоторых арктических государств – в первую очередь, США, которые опасаются излишнего усиления Китая в регионе. Тем не менее, некоторые исследователи считают, что такая политика продиктована исключительно коммерческими соображениями и пока представляется весьма осторожной.

Кроме того, предложения Китая о совместном освоении СМП вписываются в текущую логику Москвы, заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций для развития инфраструктуры транспортной артерии при условии сохранения контроля над ней. Некоторые эксперты даже называют Китай «ближайшим партнером России в освоении СМП».

Заключение

Высокий интерес к СМП обусловлен его потенциалом в качестве альтернативы основным морским транспортным коридорам и растущим значением Арктики в международных отношениях. Для России развитие СМП – стратегическая задача, без которой невозможно укрепить позиции в качестве ведущей арктической державы.

Другие региональные игроки – например, США – активно сопротивляются такому развитию событий и оспаривают право России на управление СМП. Неарктические страны ожидаемо выступают за его свободное использование, преследуя свои экономические интересы и стремясь закрепиться в качестве региональных игроков – к примеру, Китай.

Таким образом, по вопросу о развитии СМП мы можем наблюдать явное столкновение интересов различных международных игроков – как региональных, так и нерегиональных – и именно от решимости и настойчивости России будет зависеть, сможет ли СМП однажды стать полноценной российской альтернативой другим морским коридорам.

Липунов Н.С. Источник Печатается в сокращении