Проект безэкипажной подводной станции © «Арктика: настоящее и будущее»
Отечественные предприятия разработали ряд перспективных проектов беспилотных комплексов, способных эффективно работать в суровых условиях Заполярья. Уже сегодня Россия располагает БПЛА, которые могут выполнять миссии в экстремальных климатических условиях. Ведущие научные институты также разрабатывают безэкипажные подводные аппараты, способные проводить сейсморазведку и бурение скважин.
Концерна «Калашников» изготовляет беспилотный комплекс Zala Arctic. Аппарат предназначен для круглогодичного мониторинга окружающей среды. Дрон был разработан Zala Aero Group, которая занимает лидирующие позиции на рынке малогабаритных беспилотников РФ.
БПЛА способен обнаруживать и идентифицировать суда на расстоянии до 100 км. В воздухе Zala Arctic может находиться около четырёх часов и выполнять задачи при скорости ветра 25 м/с и температуре до -50 °C. Особенность этого дрона заключается в возможности использования созданной «Калашниковым» альтернативной навигационной системы Girasm (если отсутствует сигнал ГЛОНАСС или GPS).
«Самая большая проблема — приземление беспилотника на арктический корабль. Но наша техника прошла успешные испытания… Температурная среда и метеоусловия Арктики для наших комплексов не являются критическими. Большинство нашей продукции можно использовать в высоких широтах», — рассказал представитель концерна.
Аэротакси и беспилотные вертолёты
ADA Aerospace разработала линейку конвертопланов Triada дальностью полёта от 80 до 1,6 тыс. км. Данные аппараты способны находиться в воздухе от одного до восьми часов при температуре до -50 °C. Конвертопланы идеально подходят для разведки ледовой обстановки, поиска широких проходов во льдах и транспортировки грузов. Преимущества этого аппарата заключены в вертикальном взлёте и посадке. Это значительно облегчает процесс эксплуатации дрона. В то же время конвертоплан уступает по скорости самолёту, а по надёжности — вертолёту.
Караван судов в Арктике © РИА Новости
В будущем конвертопланы смогут перевозить людей на расстояния в сотни километров при небольшой себестоимости билета. Такими возможностями, в частности, будет обладать модель Triada X благодаря широкому использованию энергоэффективных технологий. Конвертоплан сможет брать на борт до пяти пассажиров одновременно, выполняя функцию аэротакси.
Самым крупным российским воздушным беспилотником может стать совместный проект Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина и Группы «Кронштадт». Дрон создаётся на основе лёгкого транспортного самолёта Ил-112.
Холдинг «Вертолёты России» провёл испытания аппарата VRT300. Он предназначается для ведения ледовой разведки. Предполагается, что дрон будет востребован из-за бурного роста грузопотока по Северному морскому пути. Особенность VRT300 заключается в использовании камовской соосной схемы. Она дороже привычной одновинтовой системы, но при этом позволяет повысить устойчивость аппарата к порывам ветра. Максимальная взлётная масса аппарата составляет 300 кг, масса полезной нагрузки — 70 кг.
VRT300 разрабатывается в двух версиях. Арктический тип этого БПЛА (Arctic Supervision) будет оснащаться радаром бокового обзора. Он станет незаменимым помощником экипажей ледоколов, кораблей и буровых платформ. Другая версия VRT300 будет универсальной. Главная задача аппарата — мониторинг и дистанционное зондирование Земли. Так он сможет осуществлять картографирование местности, проводить поисковые работы, предупреждать чрезвычайные ситуации и транспортировать небольшие грузы.
«Сарма», «Тень» и буровая станция
Эскизное изображение работы подводного аппарата «Тень-2» © «Арктика: настоящее и будущее»
Большое внимание российские предприятия уделяют развитию направления необитаемых подводных аппаратов (НПА). В настоящее время в Заполярье используются дроны семейств «Клавесин» и «Юнона». Однако они не могут эффективно работать подо льдом, так как имеют ограниченный заряд батарей. Однако разработан морской беспилотник «Сарма» для проведения сейсморазведки. Аппарат сможет преодолевать 10 тыс. км, не всплывая на поверхность. Над проектом работают специалисты ЦКБМТ «Лазурит».
Однако отечественная конструкторская мысль пошла ещё дальше. Разработан перспективный робототехнический аппарат «Тень-2» с повышенной автономностью и изменяемой геометрией корпуса. Данный беспилотник представляет собой подобие американского дрона тримаранного типа «Морской охотник». «Тень-2» — это инициативная разработка СПбГМТУ и ГНИИЦ РТ Минобороны РФ. Конструктивно «Тень-2» состоит из универсального подводно-надводного робота, который является носителем малогабаритных дронов с сейсмоприёмными датчиками, а также аппаратов, способных отбирать и анализировать пробы грунта и воды.
Главная задача этого аппарата — проведение сейсморазведки. Он должен уверенно справляться с сильным волнением воды и работать подо льдами. Водоизмещение дрона составит 169 т, грузоподъёмность — 60 т, автономность — 88 суток, максимальная скорость в надводном положении — 26,43 узла (48,9 км/ч), дальность надводного хода при 6 узлах (11,1 км/ч) — 12,77 тыс. миль (20,5 тыс. км).
Главный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» Евгений Торопов рассказал о своём взгляде на дальнейшее развитие технологий сейсморазведки в Арктике. По его словам, самым перспективным направлением является использование роя НПА.
Управление дронами будет осуществляться с помощью специальных контейнеров со сложной аппаратурой, которые с корабля или с вертолёта Ми-26 сбрасываются в море. Однако для транспортировки необитаемых аппаратов имеет смысл разработать специальный беспилотник.
Одним из ключевых направлений деятельности «Рубина» является разработка безэкипажного подводного бурового комплекса. Работы по проекту идут уже несколько лет. Помимо «Рубина», в них принимают участие ещё несколько институтов. В настоящее время в мире не существует ни одной подводной буровой установки. Россия может стать первой обладательницей уникальной технологии бурения шельфовых скважин. Длина бурового модуля составляет 36 м, эксплуатационная высота — 41,7 м, ширина — 13 м, масса на суше — 1,8 тыс. т.
В беседе с RT директор музея Арктики и Антарктики в 1998—2016 годах, почётный полярник России Виктор Боярский подчеркнул, что инженерная мысль в России развивается в «правильном направлении». По его мнению, отечественные специалисты стремятся решить фундаментальную проблему современных подводных и воздушных комплексов, которая заключается в их ограниченной автономности.
«Если навигация по Северному морскому пути станет круглогодичной или приблизится к этому, то России не обойтись без аппаратов, способных выполнять задачи под толщей льда и в воздухе при экстремально низких температурах. Конечно, для этого необходимо решить массу проблем, но без эффективных НПА и БПЛА обеспечить безопасность прохода кораблей будет очень непросто», — подытожил Боярский.
Алексей Заквасин Источник Публикуется с сокращениями