![Разведка на льду](https://2poles.su/wp-content/uploads/2024/11/751.jpg)
В контексте информационной системы
Дирекция Севморпути ведет проект по созданию беспилотников для мониторинга ледовой обстановки. Это часть единой информационной экосистемы, нацеленной на упрощение и ускорение плавания по Севморпути. Единая информационная экосистема будет состоять из четырех компонентов: спутниковой группировки, бортовых комплексов, дронов и единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) и банка данных, где будет аккумулироваться вся информация.
Первая очередь ЕПЦС будет сдана в эксплуатацию в начале 2024 года, вторая будет готова до конца 2024 года и сдана в эксплуатацию в сентябре 2025 года.
За спутники отвечает «Роскосмос». В мае на орбиту вышел спутник «Кондор-ФКА», в июне — «Метеор-М». Оба оснащены радиолокационным оборудованием, позволяющим вести всепогодное наблюдение за ледовым покровом. Всего в 2023 году «Роскосмос» планирует запустить девять спутников. Пока спутниковые данные слишком «пунктирные» — большие временные паузы не позволяют получить полные данные о ледовой обстановке на пути следования ледоколов по СМП.
Бортовые комплексы прошли испытания на ледоколе «Урал» зимой этого года. Главный компонент установки — лидар, это сканирующий пространство лазер. Комплекс измеряет сплоченность льда, торосистость, толщину льда, ширину судоходного канала и скорость схождения его кромок. По данным на конец сентября, Дирекция Севморпути готовит техническое задание на закупку серии из пяти бортовых комплексов.
Комплекс дает информацию о положении дел в месте прохождения ледокола, но не о том, что ждет впереди на расстоянии нескольких сотен километров. Именно эти данные будут собирать дроны. Их задача — удаляться от точки старта (ледокола) на расстояние до 200 км, подниматься на высоту до 2 км и передавать радиолокационные изображения на станцию управления, где с помощью специального алгоритма данные обрабатываются и переводятся в удобный для понимания вид.
Особенности дрона
МФТИ взял за основу беспилотник технологического партнера и глубоко его переработал. В частности, заменил детали фюзеляжа, силовую установку, топливную систему и систему управления. Аппарат совмещает в своей конструкции признаки самолета и квадрокоптера. От первого ему достались крылья и хвостовое оперение с устройствами управления. От второго — четыре винта в горизонтальной плоскости для вертикального подъема и спуска.
Масса конвертоплана с оборудованием — около 60 кг, размах крыльев — 4 м. В сложенном виде он помещается в ящик размером с письменный стол. Работает конвертоплан на обычном бензине, бак рассчитан на четыре-пять часов полета. Винты взлета и посадки работают на аккумуляторах. Дрон выдерживает скорость ветра при взлете и посадке в 20 м/с, низкую температуру и осадки. Главная опасность для него, как и для других летательных аппаратов, — обледенение.
На дроне установлен радиолокатор с синтезированной апертурой. Синтезированная апертура — это метод получения высокодетальных радиолокационных изображений при помощи виртуальной антенны, создаваемой во время полета беспилотника и использующей сложные математические алгоритмы обработки данных. Радиолокатор захватывает полосу шириной 10 км. С учетом обратного пути оператор получает изображение шириной 20 км.
Принцип действия дрона такой: раз в несколько секунд он передает на станцию управления радиолокационные изображения. Станция — это два компьютера: за одним сидит пилот, за другим — оператор, принимающий изображение. Затем обработанные данные передаются на сервер геоинформационной системы, где распознается тип и характеристики льда и составляется прогноз. Формируются ледовые карты, капитану судна предлагается оптимальный маршрут.
Испытательные старты
![Разведка на льду](https://2poles.su/wp-content/uploads/2024/11/752.jpg)
Система прошла уже два этапа испытаний. Первые прошли на Рыбинском водохранилище. Водохранилище выбрали потому, что оно большое, на нем сильные ветра, а в феврале поверхность покрыта снегом и льдом. Не Арктика, конечно, но первое приближение к ней. Кроме того, на водохранилище есть острова с деревьями, по четкости изображений которых оценивали качество передачи и обработки данных.
Аппарат поднялся при ветре 12 м/с на 1 км, пролетел 70 км и приземлился в заданной точке. Тем самым испытания подтвердили, что дрон рабочий и даже на большом расстоянии хорошо управляется, данные передаются на станцию управления. После первых испытаний конструкцию улучшили. Аккумуляторы для взлета и посадки поместили в контейнер с подогревом. На двигатель установили обтекатель со шторками и регулятором температуры. он не работает корректно.
Второй этап испытаний прошел в конце июня на ледоколе «Таймыр». Сначала планировали проверить беспилотник с берега Обской губы. Но, когда подошло время, оказалось, что вылеты с берега затруднены, поэтому решили испытывать сразу на ледоколе.
Одной из задач было проверить, как будет вести себя беспилотник на огромном металлическом объекте, у которого есть собственное электромагнитное поле и много аппаратуры. Переотражение радиоволн и навигационных сигналов, каналы связи и электромагнитный шум могли помешать работе дрона. Плюс арктические холод и ветер и сложности космической навигации — связь со спутниками в этих широтах неустойчивая. Разработчики гордятся тем, что смогли создать рабочий беспилотный комплекс, пригодный для ледовой разведки в Арктике.
Взгляд вперед
Следующая задача, которую ставят перед собой разработчики, — создать систему автоматической посадки дрона. Как пояснил заместитель исполнительного директора НТЦ мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ Дмитрий Обухов, машина должна в автоматическом режиме взлетать с вертолетной площадки, лететь по определенному капитаном маршруту и передавать изображения, а затем самостоятельно возвращаться и приземляться. Заботой оператора будет только сложить ее и убрать в гараж.
«Автоматика надежнее отрегулирует работу аппарата, на который действуют ветер, качка и другие факторы. Человеческий фактор лучше исключить. Впрочем, если возникнет какая-то нештатная ситуация, оператор сможет перехватить управление», — комментирует Дмитрий Обухов. Управление беспилотником в итоге должно стать настолько простым, чтобы с ним после обучения справлялся один из сотрудников атомного ледокола.
В ноябре пройдут финальные испытания системы. Затем — серийный заказ, прохождение сертификации или оценки соответствия (в отличие от сертификации, в ее рамках рассматривается не тип, а конкретное устройство). После начала регулярного использования проблемой может стать несвоевременное согласование полетного задания.
«Наша задача — чтобы практически мгновенно было дано разрешение на взлет с судна в определенном районе. На сегодняшний день надо подавать информацию за три-пять дней с достаточно непонятным результатом», — заявил, выступая на ВЭФ, Максим Кулинко и предложил сделать Севморпуть пилотной территорией, где можно было бы отработать ускоренный механизм выдачи разрешений на вылет.
Ирина Дорохова «Атомфлот» Источник