Арктика: экстрим или территория развития?

Земля Франца-Иосифа. Фото: Wikimedia / Dmitrijshh / CC BY-SA 4.0

Арктика: начало освоения

История освоения Арктики — это череда многолетних походов и великих открытий. Летописи упоминают о том, что русские мореплаватели пытались выйти на побережье Северного Ледовитого океана еще в XI веке. В следующие столетия на берегах Белого моря обосновались новгородцы, получившие прозвище «поморы». Православные стали возводить монастыри.

Начиная с XV века строятся города. Среди них — морские порты Архангельск и легендарная сибирская Мангазея. Русские казаки продвинулись еще дальше на восток и открыли Чукотку. А их атаман Семен Дежнев обнаружил пролив между Евразией и Северной Америкой. Во время Великой Северной экспедиции офицер флота Витус Беринг вместе с Семёном Челюскиным и братьями Лаптевыми нанесли на карту почти все российское побережье Ледовитого океана.

В XIX — начале XX века экспансия в Арктику продолжилась с новыми силами. В 1894 году был разработан план освоения Крайнего Севера, по которому, например, здешние переселенцы освобождались от воинской службы и налогов. К этому времени серьезный интерес к северным территориям стали проявлять и другие страны.

Тем не менее, в 1901 году именно русские на первом отечественном ледоколе «Ермак» высадились на архипелаге Земля Франца-Иосифа. В 1926 году все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам существовавшего на тот момент СССР, официально стали частью нашего государства.

С началом геологоразведки за Полярным кругом стало понятно, насколько арктическое побережье богато полезными ископаемыми. В 1931 году было открыто первое промышленное месторождение нефти и газа на русском Севере — Чибьюское. Однако дальнейшее освоение региона и разработка новых месторождений по-настоящему возобновились только после окончания Великой Отечественной войны.

С 1960-х по 1970-е годы здесь были разведаны крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское, Ямбургское и Бованенковское. К концу 1980-х годов Советский Союз стал мировым лидером в изучении и освоении Арктики.

В XXI веке уже Россия продолжила развивать этот регион. Здесь сегодня извлекается около 60% нефти и 80% газа от их общего объема добычи в нашей стране. На территории Арктики сосредоточены большие запасы золота, олова, ртути, вольфрама, хрома и многих других полезных ископаемых.

Севморпуть: через Арктику — в Азию и Америку

Арктика: экстрим или территория развития?

Атомный ледокол «50 лет ПОБЕДЫ»

Сегодня мировая торговля и доставка товаров с разных континентов осуществляется преимущественно по довольно сложному маршруту через Суэцкий канал. Помимо длинного расстояния у этого маршрута есть еще один минус — малейшие проблемы с судоходством на узких участках сразу же сказываются на мировой экономике. Весной 2021 года здесь потерпел аварию контейнеровоз, перегородил весь водный путь почти на неделю и заблокировал проводку судов. Пока решали проблему, цены на перевозки быстро подскочили, что отразилось и на стоимости товаров.

Арктический регион, через который проходит так называемый Северный морской путь (СМП), является очень перспективной альтернативой для торговли между странами, находящимися в разных частях света. В частности, между Европой и Азией. Северный морской путь в 2 раза короче маршрута с Суэцким каналом по протяженности.

А, значит, товары можно довезти быстрее и это выгоднее с экономической точки зрения. СМП даёт возможность выбора, что всегда лучше, чем отсутствие альтернатив. Если в советское время нашей стране атомные ледоколы были нужны, в основном, для научных экспедиций, то теперь они также обеспечивают практически круглогодичную навигацию по СМП.

Сам процесс строительства атомных ледоколов — длительный и высокотехнологичный. Единственной страной, обладавшей флотом подобного типа, был СССР, его правопреемницей стала Россия. Основу нашего ледокольного хозяйства составляют корабли класса «Арктика» мощностью 55 мегаватт. Два еще советских атомохода — «Ямал» и «50 лет Победы» — до сих пор ходят по Севморпути.

Самым же мощным в атомной флотилии является головное судно «Арктика». Это уже корабль нового поколения, класса «ЛК-60Я». Он мощнее своих собратьев. Еще один работающий корабль этой же серии — ледокол «Сибирь». В ноябре 2022 года был поднят российский триколор на новом атомоходе «Урал» и тот уже приступил к работе. Одновременно с ним был спущен на воду еще один такой же ледокол «Якутия». В ближайшие годы наш флот должен пополниться новыми исполинами «Чукоткой» и «Россией».

В 2022 году правительство России передало «Росатому» функцию управления Севморпутем, учитывая имеющийся опыт и роль атомщиков в освоении региона. Корпорация уже приступила к регулированию судоходства на СМП. А в рамках развития Северного морского пути до 2035 года «Росатом» также будет участвовать в строительстве новых судов, улучшать обслуживание морских портов и обеспечивать безопасность навигации для того, чтобы сделать этот торговый маршрут наиболее эффективным и привлекательным.

Кроме того, «Росатом» намерен участвовать и в освоении крупных месторождений редких полезных ископаемых в Арктике. Среди них, например, Павловское месторождение свинцово-цинковых руд на архипелаге Новая Земля и месторождение золота Кючус в Якутии, на котором, в частности, корпорация реализует проект строительства наземной АЭС малой мощности для его энергоснабжения.

Арктика: территория развития и успеха

Арктика: экстрим или территория развития?

Плавучая атомная теплоэлектростанция. Источник: Росатом

Главная сложность развития Арктики связана с суровыми климатическими условиями. Поэтому стоимость топлива, материалов, работа людей и другие расходы — дорогие и сильно влияют на хозяйственную деятельность. Но регион обладает колоссальным промышленным потенциалом.

Можно сказать, что после паузы, связанной с распадом СССР и экономическими трудностями 90-х годов прошлого века, Россия как настоящая хозяйка вернулась в Арктику. Здесь строятся объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы, электростанции, шахты, железные дороги, аэродромы и порты, а, значит появляются рабочие места и инфраструктура для комфортной жизни людей.

«Росатом» помогает обеспечивать электрификацию и теплоснабжение труднодоступных районов Крайнего Севера. Наши ученые и специалисты создали плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС). Первое в мире судно подобного класса — «Академик Ломоносов».

Мощность этой ПАТЭС — 70 МВт, а срок службы — от 35 до 40 лет. Производимой ею энергии хватит, чтобы обеспечить теплом и электричеством город с численностью около 100 000 человек. «Росатом» уже начал строительство новых плавучих АЭС с более производительными реакторами РИТМ-200 для энергоснабжения Баимского горно-обогатительного комбината.

Но и это еще не все. «Росатом» хочет создать единый цифровой ресурс с использованием технологий искусственного интеллекта в арктической зоне. Он носит рабочее название «Умная Арктика». В рамках него планируется объединить все имеющиеся информационные ресурсы, начиная с изучения погоды и ледовой обстановки, и, заканчивая производственными вопросами, в единый портал. Для того, чтобы облегчить труд и жизнь в условиях Крайнего Севера геологов, нефтяников, газовиков, моряков и других специалистов.

С учетом того, что климат на нашей планете становится более теплым, работающие в Арктике люди обеспечены всем необходимым, этот регион становится совсем не краем земли, а центром притяжения талантливых и целеустремленных.

Анастасия Макарова Источник

Ещё удивительные факты об Арктике можно почитать здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *