АН-26БРЛ «Арктика» в а/п Архангельска, Николай Кузнецов и Роман Клепиковский — участники экспедиции по авиасъёмке гренландского тюленя в Белом море.

Множество выполняемых задач

Уникальная морская авиалаборатория АН-26БРЛ «Арктика» была разработана на базе самолета АН-26Б. Она была создана в развитие предшествующих разработок авиалабораторий ИЛ-14, ИЛ-18Д и комплексов авасъёмочной аппаратуры для самолетов АН-32, Л-410 по заказу Полярного института (ПИНРО) г. Мурманск под руководством Черноока В.И.

Авиалаборатория использовалаcь для исследований распределения рыбных запасов в морях Северо-Европейского бассейна, гренландского тюленя в Белом море, распределения океанологических и гидробиологических параметров на морской поверхности.

Самолёт использовался также для поисково-спасательных работ и раскрашен в цвета полярного «Аэрофлота», а на фюзеляж нанесена надпись «Арктика». АН-26БРЛ имеет дополнительные топливные емкости, обеспечивающие продолжительность полета над морем до 8 часов.

Основные технические характеристики самолета-лаборатории:
— максимальная протяженность полета — 1500 морских миль;
— максимальная продолжительность полета — 9 часов;
— средняя скорость во время авиасъемки (при высоте 150-200 м) — 170 узлов;
— максимальная взлетная масса — 25 тонн.

Комплексные авиасъемки, руководимые Забавниковым В.Б, проводились по сетке галсов, ориентированных поперек струй основных течений. Расстояние между основными съемочными галсами не превышало 45 м. миль, а в местах максимальной изменчивости океанологических параметров 20 м. миль.

Самолет-лаборатория использовалась также для оценки экологической обстановки и авиаучёта морских птиц под руководством Шавыкина А.А.

В конце 1990-х и в начале 2000-х годов морская авиалаборатория использовалась для авиасъёмки щенных и линных залежек гренландского тюленя в Белом море. По материалам авиасъёмок проводилась оценка численности приплода и всей беломорской популяции гренландского тюленя. Активное участие в работах принимали Васильев А.Н., Кузнецов Н.В. и Шафиков И.Н.

Фрагмент аэрофотоснимка щенной залежки гренландского тюленя в Белом море.

Оборудование пассивной авиасъёмки

При проведении авиасъемок на борту самолета-лаборатории «Арктика» применялось следующее оборудование пассивного зондирования.

Комплекс зондирования в инфракрасном (ИК) диапазоне длин электромагнитных волн включал ИК-радиометр АИР-2 и ИК-сканер «Малахит».

АИР-2 и ИК-сканер позволяли измерять температуру поверхности океана (ТПО) непрерывно, с точностью не хуже 0.1 °С. По ней восстанавливалась пространственная структура ТПО на основе стандартных методов интерполяции, с учетом знаний о термических и динамических особенностях акватории авиасъемки.

Тепловизор «Малахит» позволял получать сведения о термических условиях на локальных участках морской поверхности на основе анализа ИК-изображений. Это позволяло идентифицировать положение и структуру термических неоднородностей на поверхности моря, а также органические загрязнения в виде пятен и пленок.

Помимо использования инструментальных систем авиасъемки с борта проводились визуальные наблюдения. Каждый исследователь выполнял наблюдения вбок в полосе обзора, равной высоте полета. При этом оценивалась численность и видовая принадлежность морских млекопитающих, птиц и других биологических объектов, а также фиксировались загрязнения на морской поверхности.

Дополнительно проводились фото- и видеосъемки различных явлений, эффектов и объектов на поверхности моря с целью их документирования.

Схема расположения оборудования в салоне самолета АН-26БРЛ.

Комплексы активного авиазондирования

Комплекс сверхвысокочастотного авиазондирования (СВЧ-комплекс) был представлен радиолокатором с синтезированной апертурой РСА-4 (длина волны излучения — 4 см) и пассивным СВЧ-радиометром с принимаемой длиной волны излучения от морской поверхности 5.6 см.
Главная особенность СВЧ-комплекса состояла в возможности его надежного применения при любых погодных условиях. Комплекс позволял получать сведения о положении и структуре гидродинамических неоднородностей, границах водных масс различного происхождения на морской поверхности, органических загрязнениях в виде пятен и пленок.

При этом СВЧ-комплекс давал возможность получать данные в виде радиолокационных изображений в полосе обзора не менее 2 км. СВЧ-радиометр измерял значения радиояркостной температуры, анализ которой позволял определять положение границ между водными массами различного происхождения и идентифицировать органические загрязнения.

Комплекс лазерной локации был представлен поляризационным авиационным лидаром — ПАЛ-1, который осуществлял зондирование подповерхностных слоев моря в оптическом диапазоне длин электромагнитных волн. Глубина проникновения луча в толщу вод зависела от её прозрачности и для чистых океанических вод составляла в среднем 30-40 м.

Использование ПАЛ-1 давало возможность получать не только данные о значениях океанологических параметров на поверхности моря и в подповерхностных слоях, но и регистрировать органические загрязнения на морской поверхности.

Вся получаемая информация поступала в бортовую автоматизированную систему сбора, первичной обработки данных с одновременной записью всей голосовой информации наблюдателей в режиме диктофона. Для привязки всех данных к реальным координатам и времени использовалась спутниковая навигационная система.

На самолете-лаборатории была организована локальная сеть, объединяющая все бортовые компьютеры, что позволяло обмениваться данными между ними и проводить синхронизацию по времени всех систем на борту самолета. Также была реализована возможность оперативной передачи и обмена данными с морскими судами и береговыми центрами.

Далее результирующая информация оперативно доводилась до потребителей как в море, так и на берегу.

Максимус Перепечатывается с сокращениями. Источник