Авиация сыграла исключительно важную роль в освоении полярных широт. При этом некоторые достижения прошлого кажутся невероятными и сегодня. Например, в ходе ледовой разведки в Антарктиде 18 марта 1957 года, командир авиаотряда морской экспедиции, Герой Советского Союза Илья Мазурук и летчик Александр Поляков на самолете Ан-2 впервые осуществили посадку на вершину айсберга.

Первый документально зафиксированный случай высадки человека на льды Антарктиды произошел 24 января 1895 года. Тогда трое норвежцев и новозеландец собрали горные породы континента, а также обнаружили растительность — лишайники. Исследователей поразило, что в столь суровом климате могут жить и размножаться живые организмы.

Вскоре начался настоящий бум изучения шестого континента, который в истории известен как “героический век антарктических исследований”. С 1897 по 1922 год было организовано 16 международных экспедиций, в которых погибло 19 человек. В 1929 году американец Ричард Берд пролетел на самолете над Южным полюсом, что не удавалось повторить никому в течение 27 последующих лет.

Советские работы в Антарктике начались только в 1946 году, когда в ее воды вышла китобойная флотилия “Слава” с группой ученых на борту. С судов также попутно велись океанографические исследования. Но западные страны хотели оттеснить наших специалистов — мол, территория уже поделена между теми, кто пришел раньше.

В ответ в июне 1950 года советское правительство заявило, что “не может признать законным любое решение о режиме Антарктики, принятое без его участия”. Напомнив, что материк открыли именно русские мореплаватели в экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах “Восток” и “Мирный” в 1820 году.

Были приняты и некоторые другие меры против дискриминации Советского Союза. Когда государственный секретарь президента США Гарри Трумэна Джеймс Бирнс, выступавший всегда за самые жесткие санкции против СССР, неожиданно подал в отставку, то напоследок он так отозвался по поводу Антарктиды и наших притязаний: “Проклятых русских оказалось невозможно испугать. В этом вопросе они победили”.

После согласования организационных вопросов, на Парижской конференции по подготовке Международного геофизического года в 1955-м, советский представитель заявил, что СССР планирует построить станции на Южном геомагнитном полюсе и Полюсе недоступности, а также опорную базу на Берегу Нокса.

Первая советская экспедиция в Антарктику

Исследования Антарктики начались под контролем Героя Советского Союза Михаила Сомова. Перед первопроходцами стояла задача организовать главную береговую базу, выбрать места для создания будущих внутриматериковых станций, приступить к работам в глубинных районах материка с использованием наземного транспорта и авиации, провести комплексные океанологические исследования в Индийском секторе антарктических вод.

Прошло три месяца, и 30 ноября 1955 года из Калининграда в направлении Антарктиды вышел дизель-электроход “Обь”, переоборудованный в научно-исследовательское судно. На его борту имелись три самолета — Ил-12Д (десантный), Ли-2Т (транспортный) и Ан-2, а также вертолет Ми-1. Так началась первая советская экспедиция.

Через две недели по тому же маршруту к шестому континенту направился дизель-электроход “Лена” и “Рефрижератор № 7” с 4 тыс. т груза, самолетом Ли-2 и двумя вертолетами Ми-4. Итого полярники получили семь бортов, оснащенных и несколько доработанных для полетов в суровых климатических условиях. Командовать экспедиционным авиаотрядом, состоявшим из 21 человека, поручалось опытному полярнику Ивану Черевичному.

Сразу после выгрузки с борта дизель-электрохода выяснилось, что из-за неразберихи при погрузке контейнеры с деталями вертолетов оказались на разных судах. Например, при сборке обнаружилось отсутствие колес. Авиаторы решили не ждать поставок и приспособить для Ми-1 колеса от самолета Ан-2, а другие недостающие детали изготовить в мастерских судна “Оби”. 8 января 1956 года советский вертолет впервые поднялся в небо Антарктиды. Но на следующий же день начался сильный шторм, который длился три дня.

Люди делали нечеловеческие усилия, чтобы спасти полусобранный самолет [Ан-2]. Бешеный ветер сбивал с ног, сквозь снежную мглу ничего не было видно. Чуть не каждую минуту они звали друг друга, чтобы не потеряться в этом снежном хаосе. Положение стало угрожающим. С огромным трудом вбили в лед еще несколько металлических клиньев-мертвяков и натянули дополнительные тросы. Беда в том, что отдельные узлы машины не были закреплены еще по-настоящему, но все закончилось благополучно.

Как только позволила погода, летчик Алексей Каш на самолете Ан-2 с несколькими учеными на борту совершил первый разведывательный полет с целью поиска места для строительства первой советской антарктической станции. Лишь 14 января удалось найти подходящую площадку в районе островов Хасуэлл в 4 км от кромки припая. Посадка прошла удачно, но взлететь с нее самолет не смог — жуткий холод, разреженность воздуха не позволили запустить двигатель. К счастью, экипаж смог наладить устойчивую радиосвязь.

На только что собранном Ли-2, не останавливая после приземления двигатели, Черевичный забрал их к себе на борт. Стало ясно, что самолеты Ли-2Т и Ан-2 нуждаются в дополнительной доработке для столь суровых климатических условий. В частности, необходимо было оборудовать самолеты турбонаддувом, чтобы обеспечить сохранение мощности в страшном холоде.

Эти начальные вылеты над континентом показали, что условия работы авиации на шестом континенте будут во многом отличаться от арктических. Например, здесь совсем иначе выглядело звездное небо — придется привыкать к работе с астрономическими и магнитными компасами. Если полеты в Арктике совершались в основном над водной поверхностью или ледовыми полями на малых высотах, то в Антарктиде, где горные хребты поднимались до 4 тыс. м, полеты будут высотными. К тому же пока еще не имелось достоверных карт местности, их только предстояло составить.

Первый российский антарктический поселок — 21 здание и аэродром — удалось возвести за два месяца. 13 февраля на Берегу Правды над станцией “Мирный” подняли флаг СССР. Она стала базовой точкой для дальнейшего освоения материка. На первую зимовку в “Мирном” (1955–1956) остались 92 человека. В том году наша станция стала самой крупной в Антарктиде. Начались полеты вглубь континента, где вскоре была основана станция “Восток”.

Вторая антарктическая экспедиция

В задачи второй антарктической экспедиции (1956–1957) входили смена личного состава первой и завершение строительства станции “Мирный”, создание в глубине материка в районе Южного геомагнитного полюса и в районе Полюса относительной недоступности еще двух научных станций, организация санно-тракторного похода вглубь континента для проведения гляциологических исследований. Также надлежало приступить к комплексному изучению южнополярных вод.

Руководить работами второй экспедиции поручили Герою Социалистического Труда Алексею Трешникову. В его распоряжение передали три судна и 625 человек, из которых 189 должны были остаться на зимовку. Всего же летчики второй экспедиции провели в воздухе 3,4 тыс. часов, перевезли около 800 т грузов и совершили более 300 посадок на неподготовленные площадки.
Уникальная посадка на вершину айсберга состоялась 18 марта 1957 года. Отрабатывалась возможность приземления летных аппаратов на дрейфующую в океане льдину. Проявив мужество и высокий профессионализм, Илья Мазурук и Александр Поляков продемонстрировали надежность и прочность нашей авиационной техники — безукоризненно сели на весьма ограниченную импровизированную полосу.

Александр Поляков после возвращения из экспедиции был назначен командиром корабля 254-го летного отряда полярной авиации. А 15 декабря 1961 года начался беспримерный перелет двух самолетов по маршруту Москва — Антарктида с восемью посадками для дозаправки: через четыре континента и два океана, преодолено 26 423 км. Выполнив все задания, оба корабля 2 февраля 1962 года вернулись домой, в Шереметьево. Командиром ведущего Ил-18 являлся Поляков. Вторым самолетом Ан-12, который считался грузовым, управлял Борис Осипов.

В конце 1957 года на материк прибыла третья экспедиция известного ученого Евгения Толстикова. К настоящему времени отработаны десятки исследовательских экспедиций, что позволило накопить и обобщить огромный материал.

Дмитрий Хазанов. Публикуется с сокращениями. Источник.