Судно «Челюскин», 1933 год. © ТАСС
Экспедиция на «Челюскине»
Арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Челюскин», о которой в итоге узнали миллионы людей по всему миру, была для страны очень важна. В 1932–1933 годах научно-исследовательские работы Советского Союза в Арктике были настолько масштабны, что это позволило стране стать лидером среди других государств, претендующих на арктические территории.
Была открыта самая северная в мире полярная станция на острове Рудольфа, станции на мысе Желания, мысе Челюскина, острове Котельном, мысе Северном. Исследования проводились почти на всех морях советской Арктики. Экспедиция на «Челюскине» должна была закрепить схему движения по Северному морскому пути (СМП), которому уже тогда придавалась особая важность.
Задачей экспедиции «Челюскина» было пройти Северный морской путь за одну навигацию. Эта дорога была нужна для снабжения Дальнего Востока и Сибири всеми необходимыми товарами. Кроме того, экспедиция на ледокольном пароходе «Челюскин» должна была дать опыт прохода по СМП на корабле неледокольного класса.
За год до «Челюскина» из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледокол «Александр Сибиряков», и сразу после этого успеха было образовано Главное управление Северного морского пути — Главсевморпуть, в задачи которого входило освоить СМП, создать на его протяжении поселки и инфраструктуру. Руководителем Главсевморпути стал Отто Шмидт.
Отто Шмидт — ученый-энциклопедист, исследователь Арктики и покоритель Памира. Он изучал предметы так глубоко, что часто становился первооткрывателем. Именно благодаря ему стала издаваться Большая советская энциклопедия. Исследуя Арктику, он открыл новые земли. Однако самым, пожалуй, известным его проектом стала экспедиция на «Челюскине»
Никто тогда не мог знать, что экспедиции «Челюскина», несмотря на то что сам пароход затонул, суждено было прославить его и других участников на весь мир, но и подчеркнуть масштаб и фундаментальность работы СССР в Арктике, а также мастерство и превосходство русской авиации. Впервые в истории освоения Арктики экспедиция, к тому же столь многочисленная, была полностью спасена.
Перед экспедицией судно прошло из Ленинграда в Мурманск, чтобы устранить обнаруженные дефекты и окончательно сформировать команду. 10 августа 1933 года «Челюскин» отправился в экспедицию. Из мурманского порта судно вышло в 04.30 без особой помпы и направилось во Владивосток. На борту были 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей.
Неожиданный дрейф и гибель «Челюскина»
Владимир Воронин и Отто Шмидт. © Сергей Лоскутов/ ТАСС
Поначалу все складывалось успешно: «Челюскин» шел четко по маршруту. Однако в Карском море на судне появились деформация корпуса и пробоина, а 13 августа 1933 года образовалась течь. В сентябре, когда «Челюскин» был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась.
Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось.
Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал «Челюскин», и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге «Челюскин» вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло.
К концу ноября опасения, что «Челюскин» изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. 13 февраля 1934 года в 144 милях от мыса Уэлен и в 155 милях от мыса Северный «Челюскин», раздавленный льдами, за 2 ч ушел ко дну. Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму о гибели судна.
На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Погиб только Борис Могилевич: замешкался на палубе корабля и его придавила бочка.
Челюскинцы на льдине
Лагерь челюскинцев, 1934 год. © ТАСС
Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Удалось обустроить «сносную» жизнь, которую каждый старался сделать «возможно культурнее и лучше» (Шмидт). В «ледяном лагере» благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты «Не сдаемся!».
В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. «Мы были уверены, что будем спасены», — писал позже Шмидт.
За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики.
В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. «Женщины, великолепно державшиеся на льдине, очень неохотно увидели себя в привилегированном положении. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим.
Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок.
Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. Затем на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг.
В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию и сеяли панику. Однако всем пессимистам пришлось признать свою неправоту. К 13 апреля 1934 года челюскинцы были спасены. Летчики были награждены званием Героя Советского Союза, полярники — орденами Красной Звезды.
Несмотря на то что выйти в Тихий океан «Челюскину» не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана. Кроме того, стало ясно, что необходимо увеличить арсенал ледокольного флота и правильно расставить суда на всех участках пути. Был наработан и навигационный опыт: были сделаны выводы о конструкции пароходов для Арктики.
Юлия Острогожская, при участии Ирины Скалиной Публикуется в сокращении