5 мифов о Российкой Арктике. Часть третья

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto

Миф № 4. Миф о шельфе и страшной Конвенции

В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию 1982 года по морскому праву. Сегодня сложно установить логику ратификации – допустим, США не сделали этого до сих пор. Для понимания нужно вспомнить, наверное, ситуацию 1990-х годов, в частности, как фирма «Нога» арестовывала российские суда за долги… Возможно, Конвенция помогла упростить решение многих актуальных тогда вопросов.

Став участником конвенции, Россия получила право на незамедлительное освобождение судов, которые в последнее время часто из-за загрязнения окружающей среды, нарушений правил рыболовства и других, установленных в портах, арестовывались, а то и продавались за бесценок на торгах.

Согласно конвенции, образован международный трибунал по морскому праву, где представлена и Россия. Для России особое значение имеет право трибунала принимать решения о незамедлительном освобождении из-под ареста судов и экипажей. Трибунал имеет также право разрешения споров, касающихся использования морского дна, не только между государствами, но и между физическими и юридическими лицами.

Преимущества, получаемые Россией от участия в конвенции, безусловно, превалируют над теми сравнительно небольшими материальными затратами, которые связаны с участием в ней. Не случайно, что на 1 ноября 2024 года конвенцию ратифицировали 108 государств, в том числе Япония, Китай, скандинавские страны, Франция и ФРГ.

Главное, в чем сегодня обвиняют Конвенцию – мол что ее ратификация заставила отказаться от прежнего секторального деления Арктики, когда советские полярные владения простирались до Северного полюса, ограниченные на западе и востоке меридианами, проходящими через крайние точки побережья страны. Но в Конвенции ничего не сказано про арктические границы. И здесь все сложнее, чем подается в прессе и прочих «страшилках».

Про Арктику в Конвенции, строго говоря, вообще нет ни строчки, кроме статьи о «покрытых льдом районах». Есть следующее:

  1. Понятие «территориальное море», на которое распространяется суверенитет государства, включая «воздушное пространство над территориальным морем, а также его дно и недра» (ст. 2). Ширина территориального моря определяется в пределах 12 морских миль.
  2. Понятие «исключительной экономической зоны». Исключительная экономическая зона представляет собой «район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему…» (статья 55). В этой зоне прибрежное государство имеет:

a) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

b) юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении: i) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; ii) морских научных исследований; iii) защиты и сохранения морской среды (статья 56).

Какое-либо регулирование судоходства в исключительной экономической зоне не предусмотрено. Ширина исключительной экономической зоны не превышает 200 морских миль.

  1. Понятие «континентального шельфа». Это «Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъёма. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра» (статья 76). Граница континентального шельфа определятся в Конвенции сложно, поэтому много споров.
5 мифов о Российкой Арктике. Часть третья

Новые юрты в Арктике. Фото из свободных источников

Самое удивительное, ни Канада, ни Дания с Норвегией, ни тем более США не оспаривали секторальное деление Арктики. До тех пор, пока в 2001 году Россия первой среди арктических стран, ратифицировавших Конвенцию, почему-то подала заявку об отграничении континентального шельфа. Факт таков: именно Россия первой отказалась от секторального деления, и первой заявила о применении в Арктике принципа «отграничения» континентального шельфа.

При этом обычно мотивация «битвы за шельф» сводится к тому, что мол наша страна должна иметь возможность разрабатывать ресурсы шельфа за пределами 200-милльной зоны. Между тем в ближайшие несколько десятилетий, как минимум, это технически невозможно. Допустим, мы думаем о будущих поколениях. Между тем уже сейчас на «битву за шельф», Россия потратила только на геофизические исследования огромные суммы.

Миф № 5. Доходы России от развития СМП

Россия, безусловно, получает доход от экспорта углеводородов и других продуктов, который осуществляется, в числе прочего, по Севморпути. Но что касается транзита, то польза от него явно преувеличена. Согласно международным нормам, иностранные суда могут свободно проходить не только в пределах исключительной экономической зоны, но и даже в пределах территориальных вод. Никакая плата за проход через воды конкретного государства взиматься не может. Соответственно, возможна лишь плата за конкретные услуги – например, ледокольную или лоцманскую проводку.

«1. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море. 2. Иностранное судно, проходящее через территориальное море, может облагаться только сборами в оплату за конкретные услуги, оказанные этому судну. Эти сборы взимаются без дискриминации», — гласит статья 26 Конвенции ООН по Морскому праву, 1982 г.

Разобранные мифы можно объединить как «чрезмерно позитивные», преукрашающие ситуацию на Севморпути. Но есть и обратные мифы, мифы-страшилки. Один из них – миф, демонизирующий «ту самую» Конвенцию 1984 года по морскому праву.

Все пять разобранных стереотипов повторяются не только простыми гражданами, но и политиками, журналистами, блогерами. Повторение арктических мифов – прямая манипуляция, игра на эмоциях, положительных и отрицательных. А ведь Арктика почти всегда сложнее.

Она требует более аккуратных решений, чем кажется на первый взгляд. Лобовые суждения здесь, как правило, ошибочны. Этот суровый край требует уважительного отношения, и в том числе – «информационно уважительного», с глубоким погружением в полярную специфику.

Надежда Замятина Источник Публикуется в сокращении

Предыдущая часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *