Перспективность развития беспилотной авиации

В настоящее время возрастает интерес к беспилотным авиационным технологиям для мониторинга объектов в Арктике. Они позволяют получать данные о подстилающей поверхности над районами, над которыми невозможно получить данные из-за облачности из космоса, или там, где требуются высокоточные данные.

Принята стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации (РФ) до 2030 года и на перспективу до 2035 года, в которой поставлена цель довести количество беспилотных воздушных судов (БВС) в России до 1 млн шт.

Стратегия, в которой подчеркивается перспективность равития беспилотной авиации, содержит следующие основные разделы:
· I. Основные положения.
· II. Характеристика отрасли беспилотной авиации в РФ и мире.
· III. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации.
· IV. Сценарии развития.
· V. Подходы к реализации.
· VI. Ресурсное обеспечение и источники финансирования.
· VII. Мониторинг, контроль и управление реализацией.

Несмотря на заявляемые высокие показатели продаж БВС сфера беспилотной авиации России сталкивается с барьерами правового, нормативного, организационного, технического характера. Ограничения на полеты БВС вводились в 70 регионах, однако большая часть воздушного пространства арктической зоны РФ (АЗРФ) осталась доступна для полетов БВС.

Арктика и Дальний Восток, а также морские районы акваторий исключительных экономических зон нуждаются в постоянном мониторинге с воздуха, доставке грузов авиационным транспортом, в обеспечении реагирования на чрезвычайные ситуации, при этом для данных регионов характерна слабая интенсивность воздушного движения, что создает условия для применения беспилотной авиации.

Благодаря уменьшению ледовитости арктических морей появляются новые возможности для морской навигации по акватории Северного морского пути (СМП). А благодаря росту температуры воздуха и воды условия для деятельности и жизни человека улучшаются.

При планировании авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем (БАС) в Арктике необходимо учитывать специфику региона: суровый климат, условия полярной ночи, малонаселенные территории, сложности логистики, отсутствие наземной и связной инфраструктуры, а также экологические риски.

В то же время воздушное пространство в АЗРФ не загружено интенсивным трафиком, что потенциально позволяет выделить постоянные коридоры БВС.

Карта авиационного трафика в один из дней 2023 года

Мониторинг ледовой обстановки и снежного покрова

Мониторинг предполагает регулярное получение информации для возможности сравнения фактической ситуации с исходной, что позволит принимать верные решения с учетом динамики изменений. Данные же космической съемки нужны в тех случаях, когда необходимо получить результаты на больших площадях, при этом сверхвысокая точность не требуется.

Мониторинг северных территорий, включая акватории СМП и портовой инфраструктуры, можно разделить на два основных вида работ:
· патрулирование акватории, которое проводится регулярно;
· съемка прилегающих участков при выполнении сопутствующих работ.

Одним из наиболее востребованных видов применения БВС в арктических морях, в первую очередь по трассе СМП, а также вблизи строящихся и эксплуатируемых морских платформ, является мониторинг ледовой обстановки.

Общий объем финансирования плана развития СМП, проходящего через АЗРФ, до 2035 года может составить порядка 2 трлн рублей, а частные инвесторы вложат около 15,6 трлн рублей в развитие инвестиционных проектов.

В целях минимизации угроз при судовождении целесообразно проводить фоновый мониторинг и строить обзорные ледовые карты, используя данные, полученные с БВС. Дрейфующие льды, айсберги представляют угрозу для судоходства и эксплуатации морских сооружений.

В процессе ледовой разведки выполняются:
— ледовый мониторинг. Потепление климата, изменение ледового покрова Арктики, освоение нефтяных и газовых месторождение способствуют увеличению объемов перевозок через СМП;
— контроль льда. Важно обеспечить своевременное обнаружение потенциальной опасности, определять параметры ледовых полей, выявлять большие ледяные каналы, торосы, трещины, разломы, поля, полыньи, проводить оценку их деградации.

Комплексный мониторинг включает в себя инструменты не только беспилотной авиации, но и дистанционного зондирования со спутников и наземного мониторинга.

Задачи БАС и потребности эксплуатантов

Потребности эксплуатантов БАС для работы в Арктике

Задач, выполняемых с помощью БАС в АЗРФ, довольно много, например:
· кадастровые работы, геодезия и картография;
· мониторинг строительства;
· мониторинг линий электропередач;
· геофизические работы;
· мониторинг транспортных средств;
· мониторинг русел рек и зон подтопления;
· экологический мониторинг;
· авиационная перевозка грузов;
· мониторинг объектов инфраструктуры;
· охрана, безопасность и др.

Таким образом, приоритетным становится обеспечение актуальной и современной картографической и геодезической основы для эффективного решения стратегических задач социально-экономического развития АЗРФ по результатам мониторинга.

Арктика, как и космическое пространство, не прощает ошибок. В условиях сурового климата и хрупкой природной экосистемы каждая техногенная авария ставит многие вопросы. Как правило, экологические катастрофы происходят там, где темпы научного обеспечения уступают скорости освоения.

Основные технические барьеры применения БАС в Арктике связаны:
· с ограничениями по длительности полета отечественных БВС;
· с отсутствием широко доступных технологий спутниковой связи;
· отсутствием инфраструктуры эксплуатации различных БВС;
· отсутствием типовых моделей БАС для круглогодичной эксплуатации.

Необходимо преодолеть технические и нормативные барьеры для достижения стратегических целей развития беспилотной авиации в Арктике с учетом региональной специфики. Для достижения этой цели потребуется модернизация подходов управления развитием беспилотной авиации в АЗРФ.

Залецкий А.В. Источник Публикуется в сокращении