Схема ледовой разведки

Воздушная разведка

Рассмотрены преимущества внедрения дронов для ледовой разведки на Северном морском пути (СМП), так как изучение и освоение Арктики – один из приоритетов России. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и нейросети будут определять безопасные места прохода судов. Это повысит точность оценки метеорологической и навигационной обстановки.

Ледовая разведка – инструментальное и визуальное наблюдение за ледовой обстановкой. Ледовая обстановка – состояние ледового покрова на морях и внутренних водных путях (реках, озерах, водохранилищах), влияющее на условия и безопасность плавания кораблей.

Существует несколько методов ледовой разведки:

  • береговая и с помощью буёв;
  • авиационная (воздушная);
  • космическая (спутниковая).

Традиционная, береговая разведка требует много затрат, но может применяться в проливах или других узких местах. Ледовая разведка с помощью спутниковых систем имеет ограниченную точность, да при таянии льда возникает большая погрешность, особенно при высокочастотном зондировании.

В настоящее время воздушная ледовая разведка выполняется с помощью нескольких видов съемок льдов, при этом используются:

  • георадарная съемка;
  • аэрофотосъемка.
    При этом сейчас для мониторинга морских акваторий с судов эффективно применять БПЛА типа конвертоплан.

Устройства ледовой разведки

БПЛА с георадаром

Для дистанционного зондирования ледового покрова используется георадар – устройство радиолокационного зондирования. Его преимущества использования с БПЛА следующие:
· быстрая развертываемость;
· возможность выполнения взлета / посадки с ограниченной площадки;
· компактность и небольшой вес комплекса;
· большая точность съемки;
· полет на одной выстоте над рельефом местности;
· высокая производительность;
· возможность передачи данных в режиме реального времени;
· нулевой риск для персонала;
· экономичность в сравнении с пилотируемой авиацией.

Аэрофотосъемка с БПЛА также активно используется при освоении СМП. В случае обнаружения айсберга или мощного ледового образования можно сформировать его 3D-модель, рассчитать габариты, оценить угрозу для объектов морской инфраструктуры.

Использование нескольких БПЛА с ледокола позволит проложить наиболее оптимальный маршрут ледовой проводки для целого каравана судов. Оперативность данных и передача их на станцию управления даст возможность оптимизировать движение по маршруту.

Сведения, поступающие с различных типов дронов (воздушных, подводных, ледовых), могут перерабатываться системой управления ледокола и использоваться для прокладки наиболее выгодных маршрутов.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что применение БПЛА в
ледовой разведке перспективнее консервативных методов разведке ввиду их вышеперечисленных преимуществ.

Затраты на разработку систем ледовой разведки оправдаются с развитием перевозок грузов по СМП и увеличением объемов добычи полезных ископаемых на шельфе в бассейне Северного ледовитого океана.

Бибиков М.Ю., В.А. Никитин В.А. , Смирнов В.В.

Источник: International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5-1 (80), 2023, pp. 43-49.